Страдающий от кризиса среднего возраста, японский кинорежиссёр, сбегает из Токио в свой родной город, чтобы побыть одному. Но не тут то было. На его пути оказывается незнакомая полубезумная девушка, бегущая от реальности и ежедневно пытающаяся свести счёты с жизнью. Ведь это — ритуал. Столкнувшись на ржавых рельсах, две параллельные вселенные никак не могут пересечься и в то же время безуспешно пытаются ускользнуть в никуда.
Уставший от обыденности серых будней режиссёр не может достучаться до подсознания живущей в ярких кошмарах галлюцинаций странной знакомой. Ему не дано понять её чувства, но и оставить её он не в силах, возможно, из чувства ответственности. Два совершенно чужих, оторванных от мира, и символично безымянных человека помогают друг другу выжить и исцелиться в железобетонном мире индустриальной Японии.
Создатель фильма, режиссёр анимэ Хидэаки Анно снял свою работу по роману молодой писательницы Аяко Фудзитани, она сыграла в картине главную героиню. А в образе главгероя явно прослеживается характер самого Хидэаки, рефлексирующего художника, подверженного навязчивым, продолжительным депрессиям. Несмотря на общую минорность происходящего, картина вызывает чувство светлой и щемяще-нежной грусти, свойственной классике японской живописи. Передана картина не столько реального внутреннего мира персонажей, драмы одиночества и нюансов взаимного притяжения, сколько лёгкие, трепетные мазки кисти живописующие хрупкость человеческой души и тонкость той грани, что разделяет свет и тьму в нашем подсознании.
«Ритуал» впечатляет не только своей смысловой нагрузкой. Взору здесь ещё более комфортно. Как художник, Хидэаки Анно безупречно строит кадр, экспериментирует со стилями и раздвигает границы жанра. Урбанистические панорамы городской архитектуры и нетривиальные интерьеры странного обиталища парочки — незабываемы. Внешность героиня меняет причудливей своих фантазий. Гротесковый мир киноленты кажется более реальным, чем окружающий зрителя. Но утончённый вкус автора не позволяет нарушить баланс восприятия. В следствии чего лиричные, полные изящной поэзии сцены, сменяются нарочито натуралистичными и даже гиперреалистичными эпизодами, близкими к чернухе. В этом «контрастном душе» фильм смотрится как часть жизни. Жизни самого зрителя. Часть которая очень важна, лишь слегка подзабыта, но которую на этот раз уже не забыть, как и этот киношедевр японского классика анимации.
Комментарии: