В фильме показаны полвека из жизни одной эстонской деревушки. Эти годы проходят через шесть «танцев» перемен, произошедших в сельской жизни Эстонии и в жизни людей от царского периода и начала первой мировой. До установления советской власти и колхозов после после разгрома фашизма в Великой Отечественной войне, и ближе к нашим дням.
Картины жизни эстонского крестьянства перемежаются с глубокой рефлексией о судьбах людей в сложных психологических и социальных условиях. Помимо человеческих персонажей, основное внимание уделяется сначала новому, а затем и устаревшему паровому котлу, который, кажется, является своего рода постоянной ценностью. Но, в конце концов, он тоже должен присягнуть эпохе…
Картина снятая по одноимённому роману эстонского писателя Матса Траата (Mats Traat), выпущеному в 1971 году, состоит из пяти глав, в которых «танец» освещает пять различных эпох деревенской жизни Эстонии 20-го века: 1914; 1929; 1943; 1949; 1957 и изменения, происходящие в сельской жизни страны в целом. Она снята в эпоху перестройки и гласности и остается верной книге.
Благодаря Матсу Траату, участвующему в качестве сценариста, в фильме появился шестой и последний «танец», изображающий советский период конца 80-х годов. В эпизоде показан возраст и душевность основных героев на фоне холода деревенских сцен, типичных для 80-х годов — промышленное и технологическое развитие в сочетании с расточительством и безрассудством по отношению к окружающей среде.
Прологом к фильму, занимающему особое место в историографии и культуре Эстонии, являются пять строк из стихотворения эстонского поэта Хенрика Виснапуу «Любовь — смерть» («Armastus — surm») в переводе pmv:
Жизнь – кладезь тайн, в её чудны́х глубинах Затеряны огарки прошлых свеч. Царей, шутов, творцов, детей невинных Ждёт доля бед, удач, разлук и встреч В отчизнах, в странствиях и на чужбинах.
Комментарии: